ЛАНИТ

Группа компаний ЛАНИТ

rus | eng
+7 (495) 967-66-50
форма обратной связи

В России открылась первая выставка работ Ильи Зданевича из коллекций Георгия Генса и Бориса Фридмана

21.12.2015
Первая в России ретроспективная выставка Ильи Михайловича Зданевича «Ильязд. XX век Ильи Зданевича» проходит с 15 декабря 2015 года до 14 февраля 2016 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Экспозиция посвящена творчеству поэта, теоретика русского авангарда, ученого-этнографа, дизайнера тканей, издателя. На выставке представлены произведения из частных собраний генерального директора компании «Микроинформ» Бориса Фридмана и президента группы ЛАНИТ Георгия Генса, архива Ильязда (Франция), французских частных собраний, Российского государственного архива литературы и искусства, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, архива CHANEL (Франция).

Открытие выставки

Георгий Генс, президент группы компаний ЛАНИТ, коллекционер: «Илья Зданевич мне напоминает человека-творца эпохи Возрождения – столь многогранно раскрывались его таланты. Ильязд был потрясающий эссеист и замечательный художник. Он работал во многих жанрах, и в каждом достиг больших успехов. Зданевич был другом всех лучших художников своего времени. Даже с Пикассо, с которым мало кто дружил, он – единственный – общался всю жизнь, и Пикассо много помогал Зданевичу. Самые интересные книги художника были изданы Ильяздом. Будучи главным рисовальщиком CHANEL и работая над узорами тканей, он изобрёл швейный станок, который потом долгие годы использовался на заводах Дома мод. Жизнь и творчество Ильязда хорошо известны специалистам, потому что его вклад в искусство огромен. А широкую российскую публику с именем Зданевича знакомит эта замечательная выставка, открывшаяся в музее имени Пушкина».

Борис Фридман, генеральный директор компании «Микроинформ», куратор выставки, коллекционер: «Ильязд был бунтарём, провокатором и, безусловно, фантастически талантливым человеком. Вершина его гения – «книги художника», livre d’artiste. У Зданевича получалось диктовать своё видение этих изданий таким великим художникам, как Пикассо, Миро, Эрнст и многим другим, и они следовали задумке издателя, воплощали его идеи. Это, конечно, уникальная ситуация. За весь XX век в мире было только две выставки, посвященные Ильязду: в Нью-Йоркском музее современного искусства и Центре Жоржа Помпиду в Париже. Особенно приятно, что третья выставка, уже в новом веке, проходит в Москве. Очень рад, что нам удалось пригласить в качестве научного консультанта и лектора ведущего в Европе специалиста по творческому наследию Ильи Зданевича, французского слависта Режиса Гейро».

Открытие_Коллекционеры Георгий Генс и Борис Фридман.jpg

Зданевич (Ильязд) работал и дружил с ведущими художниками XX века – Пабло Пикассо, Максом Эрнстом, Жоаном Миро и многими другими. На выставке впервые показаны все издания созданные Ильей Зданевичем в жанре livre d'artiste и более 200 оригинальных графических работ к ним, исполненных мастерами, с которыми он сотрудничал. 

Выставка расположена в семи залах первого этажа Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Экспозиция устроена по хронологическому принципу. Первый раздел посвящен «тифлисскому периоду» жизни Зданевича (1894–1920). Посетители познакомятся с футуристическими изданиями автора и афишами к лекциям. В то время Зданевич регулярно выступал с лекциями о футуризме и о теории всёчества, которая предполагала смешение всех стилей и жанров. В этом разделе также представлен портрет юного Ильи Зданевича, написанный Нико Пиросмани (1862–1918). 

Второй раздел экспозиции рассказывает о первых двадцати годах пребывания Зданевича в Париже (1921–1940). В 1923 году он взял творческий псевдоним Ильязд и под этим именем вошел историю. В первые годы пребывания в Париже Зданевич принимал участие в организации знаменитых балов «Союза русских художников»; афиши для них, представленные в этом разделе, в разное время вместе с Ильяздом создавали Михаил Ларионов, Джорджо де Кирико, Виктор Барт и другие. На протяжении всей жизни Ильязд увлекался архитектурой, изучал историю храмов Грузии, Армении, Испании. В экспозиции представлены выполненные им планы храмовых сооружений, которые он изучал во время своих многочисленных путешествий.

В этом зале также продемонстрированы образцы тканей, созданных им для Габриэль Шанель. С Шанель Ильязда познакомил Сергей Дягилев; это знакомство послужило началом долгих лет их совместного творчества и дружбы. Первоначально он возглавил бюро рисовальщиков предприятия «Ткани Шанель», а в дальнейшем был назначен его директором. Специально для выставки «Ильязд. XX век Ильи Зданевича» архив CHANEL предоставил два фотопортрета Габриэль Шанель, выполненные Александром Стюартом. На этих фотографиях Шанель одета в комплекты из жаккардового трикотажа джерси, рисунок для которого был создан Ильяздом.

Экспозиция (6).jpg

Третий раздел выставки самый обширный, он занимает пять залов и посвящен наиболее важному периоду творчества Зданевича – его работе над изданиями livre d’artiste, которые принесли ему мировую славу. Графические работы для них создавали Пабло Пикассо, Жоан Миро, Марк Шагал, Макс Эрнст, Фернан Леже, Жорж Брак, Альберто Джакометти. Жанр livre d’artiste как самостоятельное направление в искусстве сформировалось в начале ХХ века, когда французский маршан Амбруаз Воллар начал издавать литературные тексты с оригинальной печатной графикой. «Афет» (Париж, 1940) – первое издание livre d’artiste Зданевича. Это произведение было подготовлено совместно с Пабло Пикассо, с которым Зданевича связывала многолетняя дружба; оно содержит семьдесят шесть сонетов, написанных на русском языке пятистопным ямбом. Шесть авторских экземпляров, пронумерованных от I до VI, Ильязд подарил своим друзьям-издателям – Снегарову и Шалиту, а также Пабло Пикассо и Доре Маар, Джоан Спенсер и Габриэль Шанель. На выставке представлен пятый экземпляр «Афета», подаренный Зданевичем Габриэль Шанель. Специально для нее он дополнил книгу семьдесят седьмым сонетом, посвященным ей. 

Стоит отметить и другое издание, выполненное в жанре livre d’artiste – «65 Максимилиана, или Незаконное занятие астрономией» (Париж, 1964). Оно по праву считается одним из самых сложных и необычных проектов Зданевича, созданных совместно с художником Максом Эрнстом. Специально для этого издания Эрнст выполнил тридцать четыре оригинальных офорта. 

Экспозиция (2).jpg

Более половины экспонатов выставки до сих пор не были известны широкому российскому зрителю и представлены здесь впервые. К ретроспективе Ильи Зданевича издан каталог, в котором подробно отражен весь жизненный и творческий путь Ильи Зданевича, в Музее будет организована международная научная конференция с участием ведущих российских и зарубежных историков искусства. 

Генеральный партнер выставки – CHANEL.

Яндекс.Метрика