Ведомости. Банки уходят в облака. Как технологии меняют бизнес финансовых организаций

24.04.2019


К 2020 г. объем данных о своих клиентах у Сбербанка вырастет почти в 10 раз, сказано в «Стратегии 2020», которую банк утвердил в конце 2017 г. Повышение доли цифрового бизнеса в современных условиях – залог выживания для компаний, в том числе для банков, говорил председатель правления Сбербанка Герман Греф во время мастер-класса для финалистов конкурса «Лидеры России» в марте 2019 г.

Сбербанк называет успешную конкуренцию с технологическими компаниями одной из целей стратегии цифровой трансформации. Рентабельность (ROE) в глобальной банковской системе находится на стабильно невысоком уровне 9%, ссылается он на данные McKinsey (у самого Сбербанка, впрочем, 23,1% по итогам 2018 г.), будущее за экосистемами. Целевой показатель ROE, записанный в стратегии Сбербанка, – 20%. Впрочем, Греф уверен, что Сбербанк уже больше, чем банк: «Мы уже достаточно большая экосистема. В этом смысле она будет расти и охватывать на 360 градусов наших клиентов – как физических, так и юридических лиц» (говорил он в декабре 2018 г.). Слово «банк» для Сбербанка, по его наблюдениям, «уже не совсем точная история».

Похожая риторика и у основателя «Тинькофф банка» Олега Тинькова: «Мы просуществуем ровно столько, сколько мы будем меняться». Бизнесмен даже признавался, что хочет избавиться от слова «банк» в названии уже в этом году: «На самом деле мы никакой не банк <...> мы финансовая организация, «Тинькофф.ру». Мы онлайн-компания» (слова Тинькова, сказанные на корпоративе, цитирует banki.ru).

Есть два ключевых направления IT-проектов для банковского сектора, рассказывает Дмитрий Лещинский, руководитель департамента по работе с коммерческими организациями компании Cisco. Первое – это решения, обеспечивающие эффективность внутренних и внешних коммуникаций. Такие продукты автоматизируют клиентский сервис – к примеру, позволяют клиенту без проволочек получить доступ к эксперту по той группе банковских продуктов и услуг, к которой у него есть интерес. Второе – решения, которые обеспечивают высокую производительность приложений: позволяют быстро внедрять новые продукты или вносить изменения в уже работающие. Сегодня для многих банков приложения – чуть ли не основной канал продаж, продолжает Лещинский. От удовлетворенности пользователей приложениями напрямую зависит эффективность бизнеса, лояльность бренду и репутация. Поэтому такие решения, как AppDynamics от Cisco, которые позволяют в реальном времени мониторить уровень удовлетворенности пользователя от работы с приложениями и проактивно реагировать на возможные проблемы, пользуются заслуженной популярностью.

Пройти по «цифровому следу»

Цифровизация повысит операционную эффективность и сократит издержки, считают 81% респондентов KPMG (эксперты компании опросили для исследования «Цифровые технологии в российских компаниях» представителей более 100 крупнейших компаний разных сегментов, почти четверть из них – банки и финансовые институты). Уже 63% респондентов в целом и 81% опрошенных респондентов из банковского сектора говорят, что у них есть программы цифровой трансформации.

Один из главных драйверов изменений в финансовом секторе – изменение поведения потребителей услуг. Все большую долю клиентов банков составляют представители молодого поколения, основная черта которого – перевод в цифровую среду всех сфер жизни. Например, 95% поколения 17–35-летних считают смартфон самым важным персональным устройством жизни, сообщает Сбербанк в стратегии. Все эти люди оставляют за собой «цифровой след» из данных, пишет банк. «Ключевая задача цифровизации банка – научиться узнавать все о своем клиенте, не важно, идет речь о человеке или компании, чтобы затем самостоятельно или при помощи партнеров удовлетворить его запросы», – говорит Денис Реймер, вице-президент ЛАНИТ по цифровой трансформации, руководитель направления DTG (Digital Transformation Group). Этому как раз и помогут «цифровые следы». Но собрать информацию недостаточно, нужно правильно ее сохранить, чтобы извлечь данные для принятия решений, и уметь быстро внедрять решения, полученные на основе этих данных, описывает цифровую стратегию банков Реймер.


Вслед за технологиями

Еще один драйвер – развитие технологий. Аналитики KPMG выделяют следующие: анализ больших данных (big data), роботизация (RPA), чат-боты, оптическое распознавание (OCR), искусственный интеллект (AI), интернет вещей (IoT), виртуальную и дополненную реальность (VR и AR), а также блокчейн. Самые популярные технологии в российских банках – AI (есть в 72% исследованных российских банков), big data и предиктивная аналитика (61%), роботы (56%) и чат-боты (56%). Искусственный интеллект, например, помогает формировать предложения для клиентов, персонализировать продукты и сервисы, а блокчейн – повысить безопасность транзакций, пишет Сбербанк в стратегии. Боты дают возможность автоматизировать простые банковские процессы, работают круглосуточно и с малым количеством ошибок, а стоят на 66% дешевле, чем аутсорсинг, подсчитал Сбербанк.

Больше, чем банк

Цифровые технологии и последовавшее за их развитием изменение потребительских предпочтений приводят к формированию экосистем, пишет Сбербанк. Это, например, Alibaba, Google, Facebook, Tencent, Amazon, Apple и др. Цифровые технологии помогают им трансформироваться в сервисные компании, развивающие кроме финансовых продуктов телеком-, страховые, брокерские и IT-услуги. Развитие экосистем приведет к смещению цепочки создания стоимости от производства к дистрибуции и на первых ролях будут создатели технологических платформ, описывает будущее Сбербанк.

К 2020 г. Сбербанк планирует закончить миграцию на новую платформу. Она должна повысить эффективность процессов и оперативность выведения на рынок новых продуктов – в том числе партнерских. Для ее усиления Сбербанк в конце 2017 г. запустил в «Сколково» Центр обработки данных (ЦОД), который банк называет крупнейшим в России в одним из крупнейших в Европе. Эта инфраструктура обеспечит обработку данных для последующего запусках облачных услуг – в том числе для резидентов фонда. Например, в феврале облачная платформа SberCloud представила «Виртуальный ЦОД» – комплекс виртуальных инфраструктурных продуктов для бизнеса, государственных органов и учреждений. «Виртуальный ЦОД» позволит сократить затраты на собственную инфраструктуру и ускорит реализацию IT-проектов, говорится на сайте bankir.ru.

Цифровой фундамент

В 2019 г. 36% российских компаний, опрошенных KPMG, готовы инвестировать в проекты по цифровизации более 100 млн руб., а 55% – менее 50 млн руб. Чуть больше половины ждут возврата инвестиций менее чем за два года, еще 43% – за 2–5 лет (зависит от суммы). Затормозить стартовавшие трансформационные процессы в российских банках, по мнению экспертов KPMG, может невысокая зрелость текущих процессов и IТ-компетенций, а также недостаточная IТ-инфраструктура. Требования к ее мощности и гибкости растут по мере разрастания массива данных из разных источников, которые нужно хранить и анализировать.

Мировой объем данных, который собрало человечество, составляет 2 трлн гигабайт, говорил в феврале директор автономной некоммерческой организации «Институт развития интернета» Сергей Петров, выступая на Cyber Security Forum 2019 в «России сегодня» (цитата по «Инвест-форсайту»). Если перенести эти данные на стандартные компакт-диски и положить все диски друг на друга, то их высота будет в 4 раза превосходить расстояние от Земли до Луны. Мировой объем данных вырастет до 175 ЗБ (1 зеттабайт соответствует 1 трлн гигабайт) в 2025 г., предсказывало аналитическое агентство IDC.

И все же большинство из внедренных информационных систем пока не могут поддержать темп изменений, который требуется, чтобы быть на плаву в цифровом мире, – им не хватает мощности или функциональности, считает Реймер. Сегодня банки формируют экосистемы, подключая партнеров или инвестируя в стартапы, которые дополняют их цифровые возможности, – это требует перестройки информационных систем, зачастую полного изменения их функциональности на новых цифровых и, как правило, открытых платформах, отмечает он. 


Дом для трейдеров

В 2017 г. ЛАНИТ закончил строительство дилингового центра Сбербанка на территории головного офиса банка. Это, по данным банка, крупнейший trading floor в Европе: он занимает площадь более 4000 кв. м, здесь располагается свыше 400 рабочих мест (в том числе 268 рабочих мест трейдеров). В дилинговом центре смонтировано 12 IT-систем, здесь 1369 персональных компьютеров и 2316 мониторов (данные генерального подрядчика проекта – «Инсистемс»). На каждом из 268 рабочих мест трейдеров по 25 электрических розеток и 12 розеток структурированной кабельной системы, здесь можно установить 3–8 ПК и до 12 мониторов. Стол трейдера, писал habr.com., стоит 500 000 руб., а офисное кресло сделано итальянским дизайнерским ателье Pininfarina, которое работало над дизайном Alfa Romeo и Ferrari. Телефоны трейдеров – повышенной надежности с трехкратным резервированием по питанию, двукратным резервированием по сети. Можно использовать две трубки, выносной микрофон для громкой связи и беспроводную гарнитуру.

ЭКОНОМНЫЙ ЦЕНТР ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

Строительство нового центра обработки данных (ЦОД, интегратор – «Инсистемс») в «Сколково», который открылся в конце 2017 г., обошлось Сбербанку примерно в 14 млрд руб., рассказывал предправления банка Герман Греф. ЦОД в «Сколково» занимает территорию в 4 га. Мощность центра составит до 29,9 МВт, или 2000 стоек. Площадка способна вместить до 1 эксабайта информации. Этого должно хватить Сбербанку на 10 лет, если текущие темпы роста объема данных сохранятся, писал futurebanking.com.

Площадка сертифицирована по уровню надежности TIER III согласно классификации Uptime Intsitute, а также имеет сертификат LEED Silver (по сути, является признанным энергоэффективным и экологичным объектом). При полном отключении внешнего питания ЦОД сможет автономно проработать 24 часа под полной нагрузкой.

Использование новых технологий позволит ЦОДу в дальнейшем экономить ресурсы, например энергию. Специальная система вентиляции и охлаждения с элементами искусственного интеллекта контролирует температуру в машинном зале, а тепло от оборудования используется для отопления. По оценкам Сбербанка, в перспективе на этом можно будет экономить до 5 млн руб. в год на отопление и до 100 млн руб. в год на охлаждение по сравнению со стандартной системой кондиционирования.

В 2018 г. ЦОД был глобально усовершенствован: смонтирована и введена в эксплуатацию самая большая в России интеллектуальная структурированная кабельная сеть. Это позволило вывести ЦОД на беспрецедентный уровень надежности и обеспечить беспроблемный переход на новые поколения вычислительных систем, которые будут работать на скоростях до 400 Гбит/с, говорит гендиректор «Инсистемс» Евгений Вирцер.


Скачать статью в формате pdf

Автор: Мария Попова
Источник: Ведомости, 24.04.2019

Другие статьи по теме