Просто о сложном: как разработать архитектуру предприятия

25.04.2019

Павел Сварник, руководитель отдела консалтинга компании ЛАНИТ-Интеграция


Развитие информационных технологий заставляет компании обратить внимание на подход, который долгое время был недооценен — управление архитектурой предприятия. Рассмотрим механизм применения этого подхода на практике




Предпосылки трансформации

Для примера возьмем цифровую трансформацию производственной компании. Есть предприятие, которое выпускает продукцию. Эта продукция создается по определенной технологии в соответствии с производственными планами. Планы формируются на основе представлений менеджмента о запросах рынка. В один момент владельцы решают, что так дальше работать нельзя: спрос на продукцию низкий, а ее производство обходится дорого.

Перед предприятием встают два вызова: внешний (рыночный — низкий спрос на продукцию) и внутренний (неэффективная деятельность). Привлеченная консалтинговая компания рекомендует провести цифровую трансформацию: предприятие должно стать более гибким, а руководству следует принимать решения на основе фактических данных, а не частных мнений. Это задачи для архитектора предприятия.

Что делает архитектор

Архитектор предприятия выступает идеологом и руководителем программы трансформационных проектов. Чтобы понять, какие шаги предпринять, ему необходимо:

  • описать текущее состояние предприятия (As Is),
  • разработать его целевое состояние (To Be),
  • разработать программу трансформационных проектов (Road Map).

Текущее и целевое состояние предприятия (базовые элементы архитектуры) могут быть описаны в различных нотациях, терминах, схемах и таблицах.

Сначала архитектор описывает текущее состояние производства. После чего переходит к разработке целевого состояния производства. Этот процесс включает несколько этапов.

Разработка целевого состояния предприятия

Первый этап: постановка бизнес-задач

В нашем примере с производственной компанией бизнес-задач четыре:

  1. создание гибкой организационно-функциональной модели, которая позволит предприятию быстро и с минимальными затратами реагировать на изменение потребностей рынка;

  2. создание блока инноваций, отвечающего за постоянные улучшения предприятия — этакого проектного офиса;

  3. развитие блока продуктового маркетинга, отвечающего за разработку востребованных продуктов, а позже — за анализ и поддержку их продаж;

  4. развитие функции управления цепочками поставок.

Второй этап: проработка будущего ландшафта информационных систем

Разработав будущую бизнес-архитектуру предприятия, архитектор переходит к проработке будущего ландшафта необходимых информационных систем. Важно понимать, что архитектор предприятия — это и бизнесмен, и айтишник.

Архитектор:

  1. описывает основные объекты данных предприятия (изделия, заказы, клиенты, сотрудники);

  2. моделирует основные потоки данных, сопровождающие бизнес-процессы (движение накладной, заказ-наряда, формирование плана выпуска продукции);

  3. планирует, в каких системах будут происходить процессы (ERP-система — класс систем для управления производством, CRM-система, система управления проектами, система автоматизированного проектирования);

  4. решает, в каких базах будут размещаться данные.

Третий этап: проектирование инфраструктуры

Разобравшись с данными и необходимыми прикладными средствами (ПО), архитектор проектирует для них инфраструктуру. 

При проектировании инфраструктуры ему важно учесть три момента.

1. Обеспечить работоспособность систем при сбоях

Остановка некоторых процессов может привести к потере бизнесом крупных сумм, к штрафам или упущенной выгоде, поэтому ключевые информационные системы необходимо сделать отказоустойчивыми. Для этого надо зарезервировать критичные компоненты, а всю инфраструктуру разместить в дата-центре.

2. Предусмотреть новые роли в производстве 

Кто-то должен развивать и эксплуатировать перспективные процессы, системы и инфраструктуру. Поэтому нельзя забывать про новые роли и новые подходы: управление сервисами, проектный менеджмент, архитектурный надзор и многое другое.

3. Обеспечить информационную безопасность

Важно не забыть про еще одну значимую задачу — обеспечение информационной безопасности. Необходимо решить, кто и каким образом будет обеспечивать защиту информации предприятия. Создать положения и регламенты, решить вопрос с обучением сотрудников и внедрением специализированных средств для целевого ландшафта.

Теперь можно говорить, что целевое состояние описано.

Разработка программы трансформационных проектов («дорожная карта»)

Сравнив «что есть» и «что должно быть», архитектор выявляет несоответствия — это называется gap-анализ. По его результатам формируются проекты. Проекты могут быть разные, к примеру:

  1. модернизировать систему управленческого учета,

  2. разработать кадровую политику,

  3. создать подразделение ИТ-бизнес-партнеров,

  4. мигрировать CRM на новую платформу,

  5. модернизировать функциональность систем автоматизированного проектирования (САПР),

  6. внедрить практики управления сервисами,

  7. резервировать системы управления базами данных (СУБД) и т.д.,

После разработки программы проектов можно будет говорить, что архитектура предприятия создана.

Дальнейшие шаги

Разработка архитектуры — это лишь начало большого пути предприятия к тому, чтобы остаться конкурентоспособным в ближайшие несколько лет.

Один из идеологов цифровой трансформации, профессор Массачусетского технологического института Питер Вейлл, говорит, что основной мотивацией для трансформации являются возможные последствия, которые наступят, если от нее отказаться.

Архитектор будет сопровождать реализацию программы трансформации еще несколько лет после ее разработки. Будет много подрядчиков, много продуктов, будут конфликты и будут победы — все изменения архитектору предприятия необходимо будет пропускать через призму стоящих перед бизнесом вызовов и изучать на предмет непротиворечивости другим решениям. А это непростая задача.

Как найти архитектора

Перед владельцами бизнеса встает резонный вопрос: а где найти специалистов по архитектуре предприятия? Есть два пути. 

Первый путь — растить из талантливых сотрудников с помощью учебных программ и курсов, выстроенных в логике стратегических планов компании. На обучение корпоративного архитектора потребуется не менее 400 тыс. руб., процесс займет около двух лет.

Второй путь — работать со специалистами из консалтинговых фирм. Это путь среднего и крупного бизнеса. В зависимости от задач и глубины проработки адресная стратегия развития архитектуры предприятия может стоить от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов рублей. 

Напоследок рассмотрим, какие задачи архитектор может решить в ретейле и банковской сфере.

Пример: архитектурный подход в ретейле

Сеть магазинов «Дикси» объединяется с алкомаркетами «Бристоль» и «Красное & Белое» в единый розничный ретейлер. Перед советом директоров объединенной компании стоит выбор: консолидировать активы на уровне бренда и финансового управления или подойти к вопросу глубже, обеспечив синергию при совместной работе сетей.

Кстати, опыт объединения торговых сетей у «Дикси» уже есть: в 2011 году она купила сеть супермаркетов «Виктория», но не стала глобально трансформировать ее структуру — сети долго сохраняли автономию по ключевым вопросам, а интеграция учетно-плановых систем велась медленно. Сейчас «Дикси» обсуждает продажу супермаркетов «Виктория» в Московском регионе. Хотя не исключено, что это следствие бизнес-стратегии, в соответствии с которой управление активами ведется с позиции минимизации максимальных рисков.

Полноценное объединение торговых сетей на основе архитектурного подхода требует значительных усилий, но позволяет при этом добиться ощутимых результатов за счет эффекта масштаба.

Архитектор должен:

  • найти общие составляющие в процессах всех трех компаний и определить базу — процессы какой сети будут браться за образец;
  • объединить сети на уровне информационных систем, обеспечив консолидацию данных и доработав прикладные средства. Это очень ответственный и дорогостоящий процесс. И только после миграции данных в основную систему и обучения пользователей работе «по-новому» можно будет говорить об объединении сетей на информационном уровне;
  • поставить процессы в магазинах и распределительных центрах.

Успешное слияние сетей магазинов «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» может привести к колоссальному эффекту: продуманная оптимизация номенклатуры многомиллиардных закупок позволит ощутимо снизить объемы привлекаемого заемного капитала, не говоря уже про хранение и транспортировку товаров.

Пример: архитектурный подход в банковской сфере

В январе 2019 года произошло слияние Бинбанка и банка «Открытие». Бинбанк взял имя и реквизиты «Открытия». В результате появилась одна из самых больших кредитных организаций в России с офисами и банкоматами в более 250 городах страны. Для проектов подобного масштаба требуется применение механизмов управления архитектурой предприятия.

В числе базовых задач архитектора: разработка стратегии объединения (возможно, с привлечением крупных консалтинговых компаний), формирование компетентного проектного офиса, привлечение опытных лидеров изменений.

Замечу, что одной поддержкой слияний и поглощений задачи корпоративного архитектора в финансовой сфере не ограничиваются. Он будет востребован во многих проектах цифровой трансформации.

Автор: Павел Сварник
Источник: РБК, 25.04.2019

Другие статьи по теме