10 неочевидных плюсов обязательной маркировки

01.11.2019

Илья Полесский, директор по развитию бизнеса компании DTG (ГК ЛАНИТ), рассказал о преимуществах введения обязательной маркировки

 Обязательная маркировка потребительских товаров в системе «Честный знак» набирает обороты — сигареты уже маркируются, идут эксперименты по фотоаппаратам, велосипедам, шинам, духам, товарам легкой промышленности, молоку. С 1 октября 2019 года маркировка стала обязательной для лекарственных препаратов из перечня высокозатратных нозологий. На очереди такие рыночные «хиты», как кресла-коляски и — не побоимся этих слов — сигариллы и биди (тонкие азиатские сигареты. — «РБК Pro»).

Если посмотреть на отчеты и новости оператора системы, можно увидеть положительную динамику роста числа участников проекта и успешное завершение экспериментов. Однако за внешним позитивным фоном стоит решение множества проблем, которые возникают при внедрении новой технологии. И зачастую частный опыт тех, кто вынужден менять устоявшиеся процессы, может быть очень ярким примером, насколько сложна маркировка для бизнеса.

Мы не будем становиться ни на одну, ни на другую сторону. Маркировка действительно не может решить системные проблемы — рост цен, падение потребительского спроса и улучшение предпринимательского климата в стране. Как партнеры ЦРПТ мы видим плюсы во внедрении обязательной маркировки. И хотим рассказать о возможностях, которые пока не очевидны даже тем, кто уже внедрил data-matrix-код на свои товары.

1. Будем (больше) играть по-честному

Известный факт, что треть кроссовок, продающихся на территории России, являются поддельными. Сокращение серого рынка — одна из главных целей проекта обязательной маркировки и именно здесь стоит искать первую выгоду от запуска системы. Рост конкуренции среди участников, работающих в одинаковых условиях, является привлекательной целью, для которой в России довольно сложно создать условия. Маркировка — один из первых позитивных шагов.

2. Получим инструмент для цифрового маркетинга

В понимании потребителя маркировка — код на товаре. В понимании участника оборота товаров — код, который сопровождает товар от момента производства до выбытия из оборота. В этот термин — «выбытие из оборота» — и упирается цепочка в нынешней смысловой матрице маркировки.

Краеугольный камень понимания возможностей, доступных каждому участнику, находится в самом цифровом коде маркировки товара. Уникальный data-matrix-код может стать носителем не только обязательной государственной информации, но и носителем любой другой информации, который бренд или производитель захочет передать потребителю. В руках бренда теперь есть ключ к самой коммуникации, ведь код уникален и относится к единице конкретного товара.

Понятнее станет на примере. «Честный знак» выпустил для потребителей приложение, где можно проверить подлинность товара. Что мешает бренду выпустить свое приложение, которое точно так же будет считывать уникальный код, но выдавать не сухое подтверждение легальности товара, а к примеру, кешбэк за покупку? Реализовать такие сценарии можно уже сейчас. Такие данные будут браться не из государственной системы, а из товароучетной системы производителей.

Код маркировки, нанесенный на товар, становится «транспортом» коммуникации с потребителем. Если бренды и производители найдут мотивацию, чтобы побудить потребителей сканировать коды, то они получат доступ к данным о своей целевой аудитории и возможность строить совершенно новые взаимоотношения с клиентами.

3. Научимся (ценой жертв) считать рентабельность

Большинство компаний, которые критикуют внедрение маркировки, — частные магазины или небольшие сети, которым приходится вносить множество изменений в бизнес-процессы. Для выполнения требований системы «Честный знак» приходится закупать оборудование для маркирования, сканеры кодов, лицензии на программы. Каждый проходит этот путь по-своему и за свою цену: некоторым нужно докупать оборудование, но в целом принтеры и сканеры, которыми пользуется большинство компаний, справятся.

Однако умением правильно считать затраты обладает не весь частный бизнес. А особенно неглубоко погружен в детали бизнес с высокой (зачастую серой) маржой. В том, что себестоимость не равна цене закупки, как считаются косвенные затраты и зачем нужно планировать ресурсы, придется разобраться, чтобы правильно выстроить процессы при работе. Рентабельность — ключевой элемент, без создания которого бизнес теряет смысл.

4. Перестроим (еще раз) логистику

Логистику относят к наиболее «цифровизированным» отраслям в России, и именно в логистических решениях можно найти главный источник экономии затрат. До настоящего времени серьезные («платформенные») решения появлялись в первую очередь в b2b-сегменте, у крупных логистических операторов.

Появление «Честного знака» в рознице формирует большой массив данных о движении товаров, который станет ценной информацией для повышения эффективности логистических решений и планирования поставок. А наличие данных вместе с множеством цифровых решений станет возможным в случае, если правительство одобрит доступ бизнеса к данным по своей продукции.

5. Повысим квалификацию кадров (и закупим роботов)

Не секрет, что потребность в оптимизации процессов (внедрить ПО, оборудование, роботов, в конце концов) зачастую закрывается неприятной, но объективной для рынка труда реальностью — всегда под рукой дешевая рабочая сила. Вы знаете, сколько за день пробегает комплектовщик заказов на розничном складе? От 20 до 40 км. В день!

Внедрение изменений в логистической цепочке (правильный прием товара, учет кодов маркировки, распределение товаров по складу и т.п.) неизбежно приведет к необходимости провести обучение сотрудников. На точках будет работать обученный персонал. Работа с ЭДО потребует затрат на обучение офисных сотрудников. Данные процессы станут первыми шагами к тому, чтобы задуматься о замене дешевой рабочей силы современными технологиями. А там когда-нибудь и до роботизации дойдет.

6. Будем автоматически контролировать МРЦ

Для сигарет и папирос на кассе установлена максимальная розничная цена (МРЦ). Ранее при продаже необходимо было проводить дополнительную проверку на соответствие МРЦ. С внедрением маркировки данная проверка при продаже делается автоматически.

7. Производитель (возможно) узнает правду

По мнению оператора системы «Честный знак», компании ЦРПТ, производитель как участник оборота маркированных товаров должен видеть цепочку вплоть до точки розничной продажи. Что в конечном счете дает возможность анализа данных и построения прогнозных моделей для планирования эффективного производства.

Данная выгода будет крайне востребована у производителей и брендов, которые в настоящее время не получают полных данных о цепочке продаж (не говоря уже о цене реализации произведенных товаров). Однако в настоящее время даже для уже маркированных товаров такая информация пока недоступна. Будет ли доступна в будущем — неизвестно, мы все ждем, когда это станет возможным.

8. Научимся «стучать» (не только о неправильной парковке)

Легальный и качественный товар — это уверенность в безопасности для потребителя. Мы не отрицаем еще одной главной заявленной цели обязательной маркировки и видим потенциал для расширения инструмента общественного контроля за потребительским рынком.

Выявление нелегальных копий, точек, торгующих без учета — в руках эксплуатантов системы. Как обычно — дело только в мотивации тех, кто станет рупором правды. С такими возможностями и «большого брата» строить будет не нужно.

9. Увеличим (еще больше) число заказов в AliExpress

Распространено мнение, что рост цен, связанный с затратами на внедрение обязательной маркировки, подстегнет российского потребителя еще больше заказывать за границей. Действительно, товар, приобретенный в личное пользование, не маркируется, значит, производитель не тратит дополнительные средства на его производство.

Трансграничная торговля и так растет каждый год. Цены на импортируемые товары не становятся меньше, так что есть все основания, что зарубежные продавцы получат дополнительные заказы.

10. Узнаем данные о товародвижении в стране

Самая интересная и отчасти футуристическая картина — это понимание движения всех товаров на территории России, которое станет возможным, когда «Честным знаком» будут увешаны и обклеены все товары, продающиеся на нашем рынке. Вот только кто будет получать выгоду от этих знаний — вопрос открытый.

Учитывая, что постепенно к системе национальной маркировки будут присоединяться и наши партнеры по Евразийскому союзу, картина выглядит еще более масштабной. Пока ни одна страна в мире не делала ничего подобного.

Источник: РБК Pro, 01.10.2019

Другие статьи по теме