Марина Макарова: «Развитие технологий ведет к тому, что все скоро станут немного айтишниками»

15.03.2022


За последние годы внутреннее обучение в компаниях вышло на совершенно иной уровень - многие имеют собственные LMS (системы управления обучением), организуют тренинги и вебинары, переходят на микрообучение и другие форматы. Если раньше клиенты заказывали учебный контент в основном по soft skills и MS Office, то теперь это ИТ-курсы для всех - SQL, анализ и визуализация данных, цифровизация. Об этом говорит директор учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ» Марина Макарова.
































– Марина, расскажите об основных трендах на рынке корпоративного ИТ-образования. Чему сейчас компании учат ИТ-специалистов?

– В последние годы растет спрос на обучение работе с российским ПО и различными дистрибутивами Linux. Также среди самых востребованных направлений - курсы для DevOps-инженеров, бизнес-аналитиков, инженеров данных.

Много запросов на обучение руководителей проектов, чтобы они эффективно использовали прикладные инструменты. Есть еще важный момент - многие профессии становятся кроссфункицональными, поэтому и учебные программы перестраиваются на освоение навыков новых специальностей.

Раньше мы обучали конкретным программным продуктам, а теперь специалисты должны уметь работать в команде, управлять данными, знать принципы гибких методологий и т.п. Соответственно, программы обучения тоже становятся комплексными и обязательно включают реализацию проектов на кейсах заказчика.


– Сейчас ИТ-навыками должен обладать практически любой сотрудник. Однако реальный уровень цифровой грамотности персонала во многих организациях пока оставляет желать лучшего. Как научить всех работе в «цифре» и нужно ли это делать?

– Нужно обязательно, и многие компании уже к этому приходят. Только за прошлый год число запросов на выравнивание цифровых компетенций сотрудников у нас выросло в три раза. Работодатели ждут от соискателей наличия базовых ИТ-навыков: умения работать с установленным в организации ПО, максимально эффективно использовать программные продукты и сервисы для работы, коммуницировать в удаленном режиме. И требования компаний к цифровым компетенциям сотрудников будут только расти. Для решения этой задачи наши заказчики обращаются за разработкой прозрачных механизмов оценки и развития персонала вплоть до внедрения модели цифровых компетенций. Такой подход позволяет выявить пробелы в навыках у сотрудников, разработать индивидуальные образовательные траектории, программы и научить всех работать «в цифре».

– Компаниям не хватает ИТ-специалистов. Можно ли решить эту проблему с помощью учебных центров?

– Дефицит ИТ-специалистов огромен и, по общим оценкам, в ближайшее время только вырастет. Наша задача не только в том, чтобы найти или обучить ИТ-специалистов. Гораздо важнее получить сотрудников, подготовленных на кейсах конкретной организации с учетом отраслевой специфики, внутренних бизнес-процессов, своих и клиентских проектов.

Здесь возможны разные варианты. Отлично работают стажерские программы, когда мы находим и отбираем начинающих специалистов, учим их по специально утвержденной программе и после передаем заказчику уже готовые лояльные кадры. Есть еще одна тенденция: некоторые профессии отмирают, и в компаниях высвобождается персонал, который можно переквалифицировать в ИТ. Так наши заказчики получают тестировщиков из инженеров технической поддержки, а из операционистов - аналитиков. Задача масштабная, но оно того действительно стоит.

– Многие люди за последние два года решили радикально сменить профессию и пойти в ИТ. Возможно ли с нуля стать айтишником и что для этого нужно?

– Конечно, можно, было бы намерение. Сейчас такое время, что люди в течение трудовой жизни успевают сменить несколько профессий. И развитие технологий ведет к тому, что все скоро станут немного айтишниками.

В рамках проекта по подготовке ИТ-кадров для цифровизации Удмуртии мы проводим обучение будущих тестировщиков. Среди слушателей достаточно не только технических специалистов, желающих повысить квалификацию, но и работников совершенно других профессий. Мы провели опрос о причинах получения ими новой профессии. Более 60 % опрошенных назвали востребованность ИТ-специалистов и неограниченные возможности для роста в ИТ-сфере. Второй по популярности мотив – явное следствие пандемии и переоценки приоритетов. Люди хотят работать удаленно, гибко управлять своим временем, соблюдать work-life-balance и видят эту возможность именно в ИТ.

Другой вопрос - какую траекторию для себя выбрать? Просто окончить курсы недостаточно, необходимо практическое подкрепление новых навыков. И вот на этом этапе очень важно не сдаваться, но и не стремиться сразу найти высокооплачиваемую работу, а быть готовым расти в выбранной компании со стартовой позиции.

– Какие программы есть в компаниях для адаптации, развития молодых специалистов?

– За последние годы внутреннее обучение в компаниях вышло на совершенно иной уровень - многие имеют собственные LMS (системы управления обучением), организуют тренинги и вебинары, переходят на микрообучение и другие форматы. Если раньше клиенты заказывали учебный контент в основном по soft skills и MS Office, то теперь это ИТ-курсы для всех - SQL, анализ и визуализация данных, цифровизация. Для погружения новых сотрудников в специфику бизнеса используются как специально разработанные «курсы молодого бойца» с подробной инструкцией по рабочим процессам, так и общие программы и мероприятия - они позволяют еще в начале пути выровнять уровень навыков персонала.

– Как дальше будет развиваться ИТ-обучение?

– Очевидно, что в ближайшее время продолжится стремительный рост спроса на импортозамещение. Цифровую трансформацию компаний уже не остановить. Более того, в условиях высокой неопределенности особенно важны перемены. Даже если будет меняться технологический стэк, основные принципы и модели внедрения «цифровой ДНК» в компаниях останутся неизменными. Это значит, что необходимо обучение использованию digital-технологий на всех уровнях: от топ-менеджмента до рядовых сотрудников. Конечно, во главе этих процессов должны стоять сильные лидеры цифровой трансформации. Они должны уметь не просто внедрять инновации, но запускать процессы непрерывных глубинных изменений в компании и управлять ими - на уровне бизнес-модели, структуры, людей, ролей, операционных ритмов. Мы с технопарком «Сколково» сейчас запускаем программу по этой теме и делаем упор именно на изучение комплексного подхода через рабочие фреймворки и реальный российский опыт.

Автор: Анна Тумакова
Источник: ICT-online, 15.03.2022

Другие статьи по теме