Опыт внедрения бесконтактной оплаты в Московском метрополитене и на Московском центральном кольце
В столичном метрополитене и на Московском центральном кольце теперь можно оплатить проезд, коснувшись турникета банковской картой, телефоном, часами или другим предметом с поддержкой технологии MasterCard PayPass/Visa PayWave.

Считывающее устройство на турникете спишет с банковского счёта клиента сумму, равную стоимости одной поездки по текущему тарифу. Если пассажиру необходимо пересесть из метро на МЦК или наоборот, он сможет продолжить поездку без повторной оплаты. Функция пересадки реализована по аналогии с транспортной картой, что уникально для подобных решений.
Московское метро – одно из самых загруженных в мире, здесь ежедневно совершается 7-9 млн поездок. Благодаря нововведению пассажирам больше не надо стоять в очереди за билетами в кассы или терминалы в час пик. Для проезда можно использовать ту же банковскую карту, что и для оплаты покупок, если она поддерживает технологию бесконтактной оплаты или загружена в мобильный телефон.
О разных типах карт
Банковская и транспортная карты – два совершенно разных продукта. Чтобы транспортная карта работала быстро, у нее есть допустимые пробелы в безопасности, поэтому злоумышленники могут такие карты подделать. Банковская карта защищена на порядок лучше.
Различаются карты и по скорости работы. В транспорте решение о том, пропустить пассажира или нет, должно приниматься практически мгновенно. Так, в московском метро скорость принятия решения не превышает двух секунд. При этом транзакция происходит не в онлайне, поэтому изначально неизвестно, есть ли средства на счету карты или нет.
Банковские карты некоторых эмитентов позволяют провести легитимное списание в режиме офлайн. Карточка в состоянии самостоятельно принять решение, можно ли списать средства, не обращаясь к эмитенту. Само списание происходит позже – эта опция заложена в карту при её выпуске. Карт с офлайн-лимитом становится всё больше, что говорит о новом этапе развития банковских технологий. А в метро «работают» и те карты, которые не поддерживают описанную технологию. Разработчики реализовали механизм, который позволяет независимо от правил эмитентов пропускать пассажиров и в дальнейшем списывать средства со счёта.
Трудности внедрения
При реализации проекта возникали сложности не только с пластиковыми картами, но и с виртуальными платежными сервисами — приложениями, которые устанавливаются на мобильные телефоны (не все из них списывали средства без сбоев). На разработку программного решения, которое работало бы с разными операционными системами и разными моделями мобильных устройств, ушла пара месяцев. Пилотный проект близился к завершению, но по мере выхода новых платёжных инструментов систему приходилось адаптировать под новые платежные решения Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay.
Сложной процедурой оказалась интеграция программного решения с ключевыми системами метрополитена. Для бесконтакной оплаты проезда нужно было интегрировать несколько решений, разработанных разными поставщиками. В то же время важно было усовершенствовать процесс приема платежей. В результате в метро внедрили программное решение, которое позволяет использовать один ридер для приема и транспортных, и банковских карт и при этом обрабатывать все виды карт с приемлемой скоростью.
О программном обеспечении
Программное обеспечение – собственная разработка компании «ЛАНТЕР» – соответствует всем требованиям платежных систем, отраслевым стандартам и стандартам безопасности. Оно позволяет проводить транзакции в минимально возможное время: банковская карта считывается менее чем за 2 секунды, транспортная карта «Тройка» — менее чем за 1 секунду. Это означает, что оптимизирована вся процедура, в которой с одной стороны участвует банк-эквайер, а с другой – системы метрополитена и оборудование, открывающее двери. С каждым из участников этого процесса выстроен такой алгоритм, который позволяет за минимальное время выполнить все необходимые проверки карты, чтобы пропустить пассажира за турникет. Однако разработчики считают, что можно добиться лучшего результата и работают над тем, чтобы ещё больше приблизить скорость считывания банковской карты к транспортной.
В Москве проект реализован с двумя банками, а в дальнейшем работа будет выстроена только с одним банком-эквайером, которого на конкурсной основе выберет Метрополитен. Соответственно, изменится программная составляющая, поскольку у банков разные подходы к реализации бесконтактных платежей. Но пассажиры не заметят этих внутренних изменений, поскольку не поменяется оборудование: в рамках пилотного проекта используется стандартное оборудование, которое будет работать и в дальнейшем.
Различия проектов в метро и наземном транспорте
Внедрению системы бесконтактной оплаты проезда в московском метро предшествовал аналогичный проект в столичных автобусах. Технология одна и та же, однако на каждом виде транспорта есть свои особенности. Например, в автобусе связь может пропадать на длительное время. Поэтому турникеты с валидаторами должны работать в офлайне. А метрополитен обладает стабильными каналами связи, что облегчает обмен информацией между всеми элементами системы оплаты. Кроме того, валидатор в автобусе — это некоторое отдельно стоящее устройство, которое надо разработать, установить – так, чтобы при этом на нем отображались различные сообщения. В метро оборудование настроено. Поэтому требовалось только интегрировать уже работающее решение в существующую концепцию, чтобы оно не выделялось с точки зрения сообщений и индикации.
Масштаб и сроки
Систему бесконтактной оплаты проезда сначала внедрили на нескольких станциях. Спустя полгода проект распространился на 60 станций метро и на 30 станций Московского центрального кольца. Все турникеты работают в рамках пилотного проекта, и это соответствует задачам разработчиков: необходимо было оценить востребованность и работу сервиса в реальных условиях, чтобы отладить его с точки зрения ПО, и выстроить цепочку, которая позволит решению работать максимально эффективно. При этом важно, что новый сервис никак не ущемляет права пользователей стандартных транспортных карт.
Как показал опыт столичного метрополитена, Московского центрального кольца (МЦК), а также метро Казани и Новосибирска, где компания «ЛАНТЕР» внедрила технологии бесконтактной оплаты проезда, оплата поездок с помощью Visa PayWave и MasterCard PayPass становится всё более популярной у пассажиров.
