Спецпроект Хабр и ЛАНИТ. Анна Колчина, научившаяся менеджерить разноплановый проект. И Наталья Карпова, которая актуализировала навыки вёрстки и увлеклась онлайн-образованием

24.06.2021

АННА: Я пришла на проект разработки интерактивных учебников, когда он только стартовал. До этого тоже работала на проектах, где «Сетевая Академия ЛАНИТ» сотрудничала с Минфином. По сути, я — правая нога руководства: организую работу и всех нежно пинаю.

Надеюсь, проект с интерактивными учебниками — не финальный этап нашего партнёрства с Министерством финансов. Ведь то, что мы сделали, — это даже не учебники, а целые электронные учебно-методические комплекты для школьников, их родителей и учителей. Цель этих комплектов — научить детей финансовой грамотности. К примеру, рассказать, что микрозайм — это опасно.

Комплект учебных материалов по финансовой грамотности для школьников готовили авторы министерства. Мы же отвечали за интерактивную часть. В нашу задачу входила подготовка вопросов и тестов, интерактивных элементов. Уже готовые учебники мы размещали в интернете. Дополнительно мы создали социальную онлайн-игру по финансовой грамотности, мобильное приложение по этой же тематике. Организовывали онлайн-олимпиады для школьников. Разработали даже онлайн-сервис управления личными финансами для детей и подростков и осуществляли его поддержку. Мы стартовали в 2016 году, а закончили в 2020-м. Любопытно, что постоянно над проектом работала совсем небольшая команда — три человека. Но мы — не супергерои… На разных этапах мы успели привлечь чуть ли не всех сотрудников «Сетевой Академии».

Разноплановость проекта, а также постоянное подключение тех или иных специалистов держали меня в тонусе все четыре года работы. Ведь нам, менеджменту, предстояло жонглировать задачами и всё время делать что-то новое.

Конечно, «Сетевая Академия» постоянно выпускает обучающие материалы и мы были готовы к разработке. Однако в создании учебников по финансовой грамотности, оказалось, есть своя специфика.
Они не похожи на материалы по привычным школьным предметам. Прежде всего потому, что нужно постоянно сверять информацию с актуальным законодательством, чтобы не учить детей по правовым актам, которые перестали действовать.
От Минфина мы ждали 17 комплектов учебников. Чаще получали по одному. Вёрстка также занимала много времени. К началу четвёртого года оставалось ещё пять комплектов учебных материалов.

В ожидании новых материалов от заказчика мы сумели значительно нарастить интерактивный потенциал учебников и платформы вокруг них. Приведу пример. Свёрстанные комплекты публиковались в формате PDF на нашей платформе Active Textbook. Её не назвать полноценной LMS, это была крутая электронная читалка на Ruby с ограниченными интерактивными возможностями. Тогда мы решили расширить эти возможности. Добавили функцию комментария любых элементов для учеников и учителей. Чтобы учебник отличался от бумажного вот этим живым общением внутри.

Потом мы дополнили учебные комплекты 24 короткометражными мультфильмами, составили обширные презентации для учителей, создали больше типов виджетов к разным заданиям и подключили к платформе полноценный форум. На нём общаются преподаватели финансовой грамотности. Мы же до сих пор (уже после завершения проекта) оказываем техподдержку на форуме.

Разработкой этих виджетов занялись почти все дизайнеры академии. Кроме того, постоянно нужны были таланты: аниматоры, сценаристы. Они колдовали над нашими мультфильмами: прописывали детально сюжетные линии, озвучивали. Люди приходили, помогали и возвращались в свой отдел.

А когда мы какую-нибудь задачу выполняли, я садилась писать отчёт о работе для заказчиков. Изначально был оговорён определённый список услуг. Но по мере их выполнения появлялись всё новые и новые задачи. И каждую из них нужно было не только хорошо сделать, но и грамотно, красиво описать в документации. Я за этот проект написала больше 40 отчётов разной длины. За первые пять начальство поругивало, что делаю неправильно. Но к концу проекта я их щёлкала как орешки.

НАТАЛЬЯ: Я на проекте с самого начала, один из ведущих дизайнеров. Наши методисты разрабатывали для учебников вопросы, а я с коллегами адаптировала их под созданные для проекта виджеты. Ещё мы следили, чтобы про финансы было рассказано интересным и понятным даже маленьким детям языком.
Поэтому мы старались добавить игровое ядро в каждый виджет и сделать учебник более развлекательным. Ребёнку же неинтересно зубрить теорию, а вот решить кроссворд, сопоставить картинки с понятиями или расставить слова по категориям может быть занятно. Плюс финансовая грамотность — прикладная наука, практика в ней очень важна.
Но работа шла медленно, были увеличены сроки передачи нам материалов. И заказчик поинтересовался, не можем ли мы взять на себя вёрстку учебников. У меня богатый опыт верстальщика — ещё из прошлой жизни до «Сетевой Академии». Так что я просто предложила руководству взять учебные комплекты у Минфина в текстовом формате и сверстать их в PDF своими силами, точнее моими.

Так ко всему многообразию задач добавилась вёрстка. Для меня это стало прекрасной возможностью вспомнить старые навыки и снова поработать в InDesign над книгами. Правок в итоге было немало. Но я-то знала, что доработки и новые требования бывают после вёрстки любой книги, так что была готова и к этому. Многие страницы пришлось удалять целиком и спасать те места, где вёрстка из-за этого совсем съезжала. Я создавала для учебника дополнительные материалы, к примеру иллюстрации и таблички. А когда эти учебники прошли проверку в министерстве, мы наконец-то добавили в них интерактивные элементы, и комплекты были готовы.

В работе верстальщиком для меня всегда самым приятным и трепетным моментом было увидеть результат своей работы, взять его в руки. В этом проекте самое ценное — наблюдать реакцию учеников, учителей, их оценку нашей работы, блеск в глазах и заинтересованность. Во время апробации мы услышали много тёплых слов. Живая обратная связь — большой плюс участия в подобных проектах.

АННА:  Да-да! Апробация стала кульминацией проекта. Мы с Натальей и другими сотрудниками ездили по школам всей России, помогали проводить пробные уроки по материалам, которые сами недавно создавали. Учителям интерактивный учебник был немного в новинку, но дети во всех классах сразу к нему привыкли, с интересом листали страницы на сайте, выполняли задания и оставляли друг другу цепочки комментариев. Так что апробация была успешной.

НАТАЛЬЯ: Я после участия в проекте заинтересовалась образованием в цифре. Сейчас изучаю систему управления обучением Moodle. Наша академия недавно начала использовать её в связке с Active Textbook. Это перспективное направление, и я хочу быть в курсе происходящего в этой сфере.

АННА: Я перешла на новый проект, занята самостоятельным менеджментом без руководства, хоть и под небольшим присмотром руководителя. Но это меня после одиссеи с интерактивными учебниками уже не пугает. Работа на многозадачности дала хороший мозговой и функциональный рывок.
Существует стандарт требований к системе управления IT-услугами – ISO 20000, сертификацию по которому проходят далеко не все компании на рынке.

Юрий Левин, руководитель проекта по оцифровке интерактивных учебников финансовой грамотности в «Сетевой Академии ЛАНИТ»: «В проекте на его разных этапах были задействованы многие сотрудники «Сетевой Академии». Однако основная команда состояла всего из трёх человек. При этом наши функции не ограничивались координацией работ и отчётностью. Занимались и разработкой интерактивных элементов, и поддержкой пользователей. Поездили по стране (апробацию проводили и в Барнауле, и Абакане), даже поработали видеооператорами. Мы все многому научились.

Каждый человек разбирался в нюансах, которые раньше его не касались. Но, как бы сложно ни было, мы понимали, что работа принесёт пользу. Ведь если удалось предостеречь кого-то от опрометчивых шагов во взаимодействии с финансовой системой — это уже результат».

Заключение

Вот так по-разному меняли мир и менялись сами сотрудники группы ЛАНИТ. Они реализовали необычные проекты, которые делают нашу жизнь лучше. Подробнее о работе в ЛАНИТ можно узнать на карьерном сайте компании.

Источник: ХАБР, 24.06.2021

Другие статьи по теме