Спецпроект Хабр и ЛАНИТ. Ольга Хржановская: сделать всё идеально и вчера — любимые требования
24.06.2021
Не люблю стоять в пробках. Поэтому рада быть частью масштабного проекта — суперсервиса, который поможет (и уже помогает) сэкономить время автомобилистам страны.
Что вообще такое суперсервис? Это цифровой сервис, который переносит популярную бюрократическую процедуру или госуслугу полностью в онлайн, существенно сокращая срок прохождения инстанций.
Например, заполнять европротокол на бумажном бланке неудобно: так легко ошибиться, а это часто приводит к отказам в выплате. К тому же документы участники ДТП вынуждены сами отвозить в страховую, да ещё и в определённый срок. Поэтому оформление извещения о ДТП онлайн решено было реализовать самым простым и доступным способом — прямо в смартфоне. Так появилось мобильное приложение «Помощник ОСАГО», созданное Центральным банком, Российским союзом автостраховщиков (дальше в тексте — РСА) при участии Минцифры. Нам предоставили возможность разработать бэкенд этого приложения.
Департамент корпоративных систем ЛАНИТ, в котором я работаю, уже давно сотрудничает с РСА. В 2015 году мы с РСА запустили приложение для фотофиксации «ДТП. Европротокол», которое позволило при оформлении европротокола на бумажном бланке увеличить лимит выплат со 100 000 рублей до 400 000 рублей. В приложении участник аварии может убедиться, что у его коллеги по несчастью есть действующий полис ОСАГО, сделать фотографии ДТП без возможности их редактирования, указать адрес. А вот всю метаинформацию (геопозицию, время) приложение соберёт уже само. Таким образом, на момент начала разработки суперсервиса у нас уже был рабочий бэк, частично соответствующий требованиям для «Помощника ОСАГО».
Я пришла в ЛАНИТ как системный аналитик как раз после запуска приложения «ДТП. Европротокол» и участвовала в разработке основной АИС ОСАГО и в других проектах. В 2018 году наша команда принялась за новый этап активной доработки — сначала для приложения «ДТП. Европротокол», а в 2019 году — бэка для суперсервиса. Тогда-то мне и предложили стать на этом проекте ведущим аналитиком. Я понимала, что в мои обязанности будет входить именно бизнес-анализ (много-много бизнес-анализа!), который я тогда не очень жаловала — больше любила анализ системный и работу с технологиями и технарями. Причина проста: с ними легко договориться, потому что логика обычно берёт верх. А в работе бизнес-аналитика, как оказалось, немного другие правила.
На выполнение всех работ по созданию суперсервиса было отведено всего три месяца. Естественно, не за всё исполнение отвечали мы. На нас — бэкенд. 65apps разрабатывали само мобильное приложение, а РТ Лабс — услугу непосредственно на портале «Госуслуг» и дорабатывали ещё одну внутреннюю систему информационного взаимодействия в РСА («ИВ»). «ЛАНИТ-Экспертиза» же провела функциональное и интеграционное тестирования всего комплекса систем.Много времени потребовалось на обсуждение с другими участниками, как разложить основной бизнес-процесс оформления так, чтобы безболезненно выполнить интеграцию всех систем, исходя из их текущего статуса готовности и возможности их адаптаций в оставшиеся два месяца.
Что вообще такое суперсервис? Это цифровой сервис, который переносит популярную бюрократическую процедуру или госуслугу полностью в онлайн, существенно сокращая срок прохождения инстанций.
Например, заполнять европротокол на бумажном бланке неудобно: так легко ошибиться, а это часто приводит к отказам в выплате. К тому же документы участники ДТП вынуждены сами отвозить в страховую, да ещё и в определённый срок. Поэтому оформление извещения о ДТП онлайн решено было реализовать самым простым и доступным способом — прямо в смартфоне. Так появилось мобильное приложение «Помощник ОСАГО», созданное Центральным банком, Российским союзом автостраховщиков (дальше в тексте — РСА) при участии Минцифры. Нам предоставили возможность разработать бэкенд этого приложения.
Департамент корпоративных систем ЛАНИТ, в котором я работаю, уже давно сотрудничает с РСА. В 2015 году мы с РСА запустили приложение для фотофиксации «ДТП. Европротокол», которое позволило при оформлении европротокола на бумажном бланке увеличить лимит выплат со 100 000 рублей до 400 000 рублей. В приложении участник аварии может убедиться, что у его коллеги по несчастью есть действующий полис ОСАГО, сделать фотографии ДТП без возможности их редактирования, указать адрес. А вот всю метаинформацию (геопозицию, время) приложение соберёт уже само. Таким образом, на момент начала разработки суперсервиса у нас уже был рабочий бэк, частично соответствующий требованиям для «Помощника ОСАГО».
Я пришла в ЛАНИТ как системный аналитик как раз после запуска приложения «ДТП. Европротокол» и участвовала в разработке основной АИС ОСАГО и в других проектах. В 2018 году наша команда принялась за новый этап активной доработки — сначала для приложения «ДТП. Европротокол», а в 2019 году — бэка для суперсервиса. Тогда-то мне и предложили стать на этом проекте ведущим аналитиком. Я понимала, что в мои обязанности будет входить именно бизнес-анализ (много-много бизнес-анализа!), который я тогда не очень жаловала — больше любила анализ системный и работу с технологиями и технарями. Причина проста: с ними легко договориться, потому что логика обычно берёт верх. А в работе бизнес-аналитика, как оказалось, немного другие правила.
На выполнение всех работ по созданию суперсервиса было отведено всего три месяца. Естественно, не за всё исполнение отвечали мы. На нас — бэкенд. 65apps разрабатывали само мобильное приложение, а РТ Лабс — услугу непосредственно на портале «Госуслуг» и дорабатывали ещё одну внутреннюю систему информационного взаимодействия в РСА («ИВ»). «ЛАНИТ-Экспертиза» же провела функциональное и интеграционное тестирования всего комплекса систем.Много времени потребовалось на обсуждение с другими участниками, как разложить основной бизнес-процесс оформления так, чтобы безболезненно выполнить интеграцию всех систем, исходя из их текущего статуса готовности и возможности их адаптаций в оставшиеся два месяца.
Ах да, ещё при этом менялся сам бизнес-процесс: последовательность и состав шагов в мобильном приложении. Причины были самые разные: находились технические ограничения, несоответствие нормативным документам, невозможность реализации в отведённые сроки, отрицательные отзывы фокус-групп и многое другое. Немного Agile на госпроектах — это что-то новенькое.
При этом от продукта все хотели максимально возможную автоматизацию: сбор суперсервисом всех необходимых данных и автоматическое предзаполнение черновика извещения о ДТП. Конечно, важно было предусмотреть и быстроту взаимодействия, а главное — удобство и понятность использования приложения, чтобы свести вероятность ошибки при оформлении к нулю. В общем, нужно было сделать всё идеально и вчера.
Совершенству нет предела, но в какой-то момент, глядя на календарь, мы поняли, что лучшее — враг хорошего. Пора было выбрать одно проработанное от начала до конца реальное решение и сосредоточиться на нём. Иначе «Помощник ОСАГО» окажется крутым, новаторским, но ненадёжным, так как не останется времени на тестирование. Пострадавший, который надеется получить почти полмиллиона страховки за разбитую машину, в случае ошибки при оформлении ДТП вряд ли оценит прикольный конструктор схемы ДТП с возможностью расставить машинки как во время столкновения. Уж лучше он по старинке нарисует схему аварии от руки, но получит компенсацию.
Наконец-то все договорились и зафиксировали требования к разработке. Начался технический этап: проектирование, реализация и тестирование. Нам, в общем-то, оставалось добавить в существующий функционал шаг регистрации извещения, доработать для страховых получение данных о ДТП, плюс небольшие интеграционные нюансы с ЕСИА и «Помощником ОСАГО». По части технологического стека у нас система написана на Java, основная база данных — PostgreSQL, файловое хранилище — RIAK, очереди — ActiveMQ.
В три месяца вся команда уложилась. И «Помощник ОСАГО» как пилотный проект стал доступен в пяти регионах: Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Татарстане. В 2019 году закончилась пилотная эксплуатация — суперсервис запустили по стране. В течение года были небольшие, но важные обновления: к примеру, услуга стала доступна юридическим лицам, а также теперь можно оформить европротокол в приложении при наличии разногласий между участниками.
У нас было время переключиться на другие проекты и вернуться к «Помощнику ОСАГО» с новыми силами и свежим взглядом. Уже готовим новые масштабные доработки: услуга оформления европротокола онлайн станет доступна в мобильных приложениях страховых компаний, немного оптимизируется и сам бизнес-процесс. Скоро появится полноценный конструктор схем ДТП, не надо будет больше рисовать их от руки. А главное — готовится новый большой функционал — в приложении будет доступен и процесс урегулирования убытков. Другими словами, в офис страховой компании можно будет вообще не ездить: всё взаимодействие будет реализовано в несколько кликов с максимально возможной автоматизацией. Просто берёшь образец, проверяешь и нажимаешь: «Подписать». Очень удобно!
Учесть все входящие требования и при этом отстоять правильность технических решений — иногда это настоящий вызов. И, оглядываясь, я вижу это как колоссальный опыт, который придаёт сил и уверенности браться за новые проекты любых масштабов.
Диана Нерсесян, руководитель проекта «Помощник ОСАГО» в ДКС ЛАНИТ: «У нас команда научилась определять, когда нужно вносить технические новшества, а когда лучше повременить, чтобы не навредить ими релизу. Поняли, как апробировать проект с хорошими проверенными решениями, а потом уже показывать заказчику планы по улучшениям. Ребята прокачались в умении оценивать политический контекст и принимать верные решения, находить компромиссы и достигать качественного результата в сжатые сроки. Научились уживаться с большим количеством других подрядчиков и адаптировать свои внутренние процессы ради достижения общей цели».
Совершенству нет предела, но в какой-то момент, глядя на календарь, мы поняли, что лучшее — враг хорошего. Пора было выбрать одно проработанное от начала до конца реальное решение и сосредоточиться на нём. Иначе «Помощник ОСАГО» окажется крутым, новаторским, но ненадёжным, так как не останется времени на тестирование. Пострадавший, который надеется получить почти полмиллиона страховки за разбитую машину, в случае ошибки при оформлении ДТП вряд ли оценит прикольный конструктор схемы ДТП с возможностью расставить машинки как во время столкновения. Уж лучше он по старинке нарисует схему аварии от руки, но получит компенсацию.
Наконец-то все договорились и зафиксировали требования к разработке. Начался технический этап: проектирование, реализация и тестирование. Нам, в общем-то, оставалось добавить в существующий функционал шаг регистрации извещения, доработать для страховых получение данных о ДТП, плюс небольшие интеграционные нюансы с ЕСИА и «Помощником ОСАГО». По части технологического стека у нас система написана на Java, основная база данных — PostgreSQL, файловое хранилище — RIAK, очереди — ActiveMQ.
В три месяца вся команда уложилась. И «Помощник ОСАГО» как пилотный проект стал доступен в пяти регионах: Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Татарстане. В 2019 году закончилась пилотная эксплуатация — суперсервис запустили по стране. В течение года были небольшие, но важные обновления: к примеру, услуга стала доступна юридическим лицам, а также теперь можно оформить европротокол в приложении при наличии разногласий между участниками.
У нас было время переключиться на другие проекты и вернуться к «Помощнику ОСАГО» с новыми силами и свежим взглядом. Уже готовим новые масштабные доработки: услуга оформления европротокола онлайн станет доступна в мобильных приложениях страховых компаний, немного оптимизируется и сам бизнес-процесс. Скоро появится полноценный конструктор схем ДТП, не надо будет больше рисовать их от руки. А главное — готовится новый большой функционал — в приложении будет доступен и процесс урегулирования убытков. Другими словами, в офис страховой компании можно будет вообще не ездить: всё взаимодействие будет реализовано в несколько кликов с максимально возможной автоматизацией. Просто берёшь образец, проверяешь и нажимаешь: «Подписать». Очень удобно!
Я продолжаю работу на проекте как ведущий аналитик: совмещать полноценный бизнес-анализ и системный — очень интересный опыт. Ты видишь весь контекст создания продукта: от политических решений на уровне постановлений правительства, желаний заказчика и надзорных органов — и до низкоуровневых хотелок команды разработки.
Диана Нерсесян, руководитель проекта «Помощник ОСАГО» в ДКС ЛАНИТ: «У нас команда научилась определять, когда нужно вносить технические новшества, а когда лучше повременить, чтобы не навредить ими релизу. Поняли, как апробировать проект с хорошими проверенными решениями, а потом уже показывать заказчику планы по улучшениям. Ребята прокачались в умении оценивать политический контекст и принимать верные решения, находить компромиссы и достигать качественного результата в сжатые сроки. Научились уживаться с большим количеством других подрядчиков и адаптировать свои внутренние процессы ради достижения общей цели».
Источник:
ХАБР, 24.06.2021